-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ratir

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.08.2014
«аписей: 25
 омментариев: 23
Ќаписано: 82

ќƒЌќ„ј—“Ќјя ‘ќ–ћј ¬ –”—— ќ…  Ћј——»„≈— ќ… ћ”«џ ≈ (продолжение)

—реда, 29 »юн€ 2016 г. 13:38 + в цитатник

ѕоказательна эволюци€ и его оркестровых сочинений. Ўестичастную ѕервую симфонию смен€ет п€тичастна€ ¬тора€, а затем трехчастна€ “реть€ («Ѕожественна€ поэма»). ѕоследние его сочинени€ дл€ оркестра—«ѕоэма Ёкстаза» и «ѕрометей» представл€ет одночастные композиции. ѕричины этого процесса о«ень сложны и св€заны как с эволюцией мировоззрени€ композитора, так и с преобразованием его.художественного стил€, формировани€ новых свойств музыкального €зыка. јнализ сложной проблематики творчества —кр€бина не входит в нашу задачу. ѕодчеркнем лишь, что формирование крупной одночастной формы, зан€вшей в поздний период творчества —кр€бина ведущие позиции, было глубоко органическим процессом, вытекало из тенденций развити€ его музыкального стил€.

ѕоэтому построение одночастной формы в творчестве —кр€бина отличаетс€ большим своеобразием и не обнаруживает пр€мых параллелей с западноевропейской романтической музыкой. ¬ лучших сочинени€х композитора найден «новый угол зрени€» на одночастную форму, открыты новые возможности ее развити€ »з этих сочинений мы выделим «ѕоэму экстаза». «ѕоэма экстаза творчестве —кр€бина занимает рубежное положение. Ёто произведение и по характеру образов и по особенност€м своего музыкального €рлыка во многом тесно св€зано с предыдущими сочинени€ми композитора. ¬ то же врем€ в нем уже намечаютс€ €влени€, характерные дл€ позднего стил€. ’орошо известно, что ко времени создани€ «ѕоэмы экстаза» —кр€бин окончательно перешел на позиции субъективного идеализма.

–азвернута€ программа поэмы отражает эти взгл€ды композитора. ¬ общих чертах смысл программы сводитс€ к следующему. «ѕоэма экстаза», по мнению —кр€бина, раскрывает эволюцию творческого духа, который, победив страшные призраки, возникшие из его таинственных глубин, приходит к состо€нию экстаза, к утверждению своего безграничного могущества. Ёкстаз дл€ —кр€бина знаменовал торжество духа над материей, преодоление материального чувственного мира, мировую катастрофу, после которой мир вступал в новую фазу своего развити€.

¬ этих мысл€х нетрудно увидеть типичное дл€ того времени стремление— представить надвигающуюс€ социальную революцию в форме мировой катастрофы.  онцепци€ —кр€бина была отражением, но крайне искаженным и фантастическим, реальной действительности, она выражала предчувствие грандиозных социальных перемен. ¬ какой же мере эта программа отразилась в самой музыке поэмы?

Ѕыло бы глубоко ошибочно видеть в вдохновенном произведении —кр€бина простую иллюстрацию идей мистицизма, воплощение заранее придуманной абстрактной схемы, как это пытались делать многие комментаторы творчества выдающегос€ русского композитора. ќбраща€сь к творчеству —кр€бина, мы сталкиваемс€ с типичным примером противоречи€ объективного содержани€ художественного произведени€ с субъективной оценкой автора, с теми выводами, к которым приходит он, создава€ свое произведение. ≈сли исходить из художественного содержани€ «ѕоэмы экстаза», то нельз€ не усмотреть в ней утверждени€ могущества воли человека, силы его стремлений.

«√ерой» поэмы в ожесточенной борьбе преодолевает стихийные и враждебные силы, сто€щие на его пути, и приходит к ослепительной радости победы. ¬ мощной и грандиозной кульминации отразилось предчувствие гр€дущих событий мировой истории. Ќеправильно было бы утверждать, что программа поэмы вообще не имеет никакой св€зи с его музыкой. —кр€бин, выдающийс€ и глубоко одаренный музыкант, исходил при ее составлении из созданного им произведени€, стремилс€ определить в словах его содержание.

ћногие образно-эмоциональные характеристики отдельных тем в программе «ѕоэмы экстаза» исключительно метки, вполне соответству€ действительному их значению. Ќе случайно эти характеристики прочно закрепились за музыкальными темами этого сочинени€, например, тема «воли», «томлени€», «ритмы тревожные» и т. д. ѕри составлении программы —кр€бин, конечно, исходил из музыкального замысла поэмы, с характерным дл€ нее неуклонным движением к главной кульминации. Ёту кульминацию в своих философско-теоретических суждени€х композитор представл€л как образ экстаза.

¬ основу поэмы положена сонатна€ форма, выдержанна€ достаточно последовательно. ¬се основные ее разделы представлены в поэме довольно четко и определенно. Ќо трактовка сонатной формы глубоко своеобразна и вытекает из образного развити€ этого сочинени€ и характера его тематизма. ќсновной контраст «ѕоэмы экстаза» — контраст грандиозного и утонченного. “онкой, несколько пассивной и созерцательной лирике противостоит активное героическое начало.

¬ажную роль играют и напр€женно-драматические образы, преодолеваемые в процессе развити€. –азвитие поэмы поражает своей энергией и устремленностью. Ќеуклонный рост напр€жени€, стремительный и мощный подъем, титаническа€ сила нарастаний характерны дл€ ее героических страниц.

¬осхождение к главной кульминации, наступающей в завершении произведени€ внешне напоминает развитие в р€де листовских симфонических поэм. Ќо средства, с помощью которых осуществлено это нарастание в сочинении —кр€бина, его внутренний смысл, существенно отличны от внешне сходных €влений в «ападной музыке.

Ёти отличи€ во многом св€заны с особенност€ми музыкального тематизма и принципами его развити€. ¬ его симфонических произведени€х музыкальна€ тема строго св€зываетс€ с определенным характером музыки, и примеров, ко: да композитор сознательно измен€ет ее выразительный смысл, сравнительно немного ƒл€ большинства симфонических тем «ѕоэмы экстаза» характерна четкость и предельна€ завершенность. —кр€бин стремилс€ добитьс€ особой интонационной характеристики в построении тематизма поэмы. ¬ изложении темы, а подчас, даже в ее начальном €дре заключены особо характерные и выразительные интонации. ¬еро€тно, поэтому темы «ѕоэмы экстаза» так легко запоминаютс€ и узнаютс€ при своем последующем по€влении. ƒругое важное свойство симфонических тем поэмы — их предельна€ концеитрированность и лаконичность. ¬ раннем периоде —кр€бин нередко создавал широкие и прот€женые мелодии. ¬ «ѕоэме экстаза» он т€готеет к коротким, но €рким интонационным построени€м, в структуре которых можно вы€вить определенные конструктивные принципы. ’арактер тем поэмы прежде всего определ€етс€ образным замыслом композитора. ƒл€ тем, раскрывающих напр€женно-драматические образы, характерны острые контуры, обилие резких, широких и €рко подчеркнутых скачков в мелодии (см. например, тему «протеста»), мимическому строению этих тем свойственны нервна€ импульсивность, отрывистость, резкое выделение сильных долей. ќсобенно €ркое впечатление бурного и стихийного натиска оставл€ет тема, раскрывающа€ образ темных и враждебных сил — это как бы нарочито схематизированный, монотонно-зловещий речитатив (см. тему «ритмы тревожные»).

ƒл€ тем, раскрывающих лирические образы, свойственны также отчетливость и завершенность, но характер мелодического развити€ здесь иной. » тут мы сталкиваемс€ с €ркими и выразительными скачками в мелодии, однако, четкого выделени€ сильных долей нет, и мелодии свойственна исключительна€ ритмическа€ свобода. Ћирические темы насыщены остро-неустойчивыми, плавно переход€щими друг в друга хроматическими звуками.

—троение тем часто капризно и прихотливо, в них много тонких извивов и изгибов. “аковы, например, многие лирические темы «ѕоэмы экстаза» (темы «томлени€», «мечты», «возникших творений»). “емам, раскрывающим активно-героические образы, свойственны иные особенности.

ќбраз устремленного полета —кр€бин св€зывает со своеобразно переработанным жанром танца, приобретающим экстатическую окрыленность (см. тему «полета»). Ќо теме, раскрывающей этот образ, не свойственна строга€ определенность ритмического строени€ танцевальной музыки, а напротив, — свобода ритма. ≈й свойственен характер непрерывно убыстр€ющегос€ движени€. ќбразы волевого порыва, торжества и ликовани€ раскрываютс€ в поэме энергичными темами фанфаро-образного строени€. ¬ музыкальном искусстве дл€ выражени€ героического содержани€ часто использовались интонации трубных сигналов. ¬ героических темах «ѕоэмы экстаза» также можно услышать характерные интонации трубных возгласов, но они лежат в основе темы — развитие ее сложно, напр€женно и целеустремленно.

ќсобенность строени€ этих тем — неуклонный, быстрый и мощный подъем. ярким примером могут служить две героические темы из «ѕоэмы экстаза» — тема воли и тема самоутверждени€. ¬ основе темы воли лежит непрерывно повтор€юща€с€ четка€ интонаци€ с резким акцентом на сильной доле и чеканным ритмом. “ема самоутверждени€ основана на уступчатом восхождении, образованном сцеплением квартовых интонаций с остро€мбическим ритмом, захватывающим все большие вершины, Ёто одна из наиболее €рких героических тем в творчестве —кр€бина.

ќна выдел€етс€ своей колоссальной внутренней силой и энергией, волевым напором. “аковы основные особенности тематизма «ѕоэмы экстаза».  аков же характер тематического развити€ поэмы, столкновени€ и взаимодействи€ тем в этом произведении? ’арактерна€ черта тематического развити€ поэмы — повторность лаконичных и законченных тем. —кр€бин как бы сразу, при первом проведении темы дает представление о ее характере и возможност€х.

ѕри новых проведени€х тема остаетс€ чаще всего неизменной по своему мелодическому рисунку. ћен€ютс€ гармонии, уплотн€етс€ фактура, возрастает динамическое напр€жение, но контуры темы остаютс€ прежними.

¬ «ѕоэме экстаза» широко использованы полифонические соединени€ музыкальных тем. ¬ основе одновременного соединени€ тем лежат два принципа: 1) взаимодополнение тем, 2) доминирование ведущей темы. ƒл€ его симфонического стил€ более типичен прием взаимодополнени€ тем, близких по характеру, расцвечивание единой ткани мелодическими подголосками. Ётот прием особенно широко используетс€ в лирических страницах его музыки. Ќо в «ѕоэме экстаза» широко используетс€ и соединение разнохарактерных тем.  ак правило, у —кр€бина в таких соединени€х доминирует одна ведуща€, наиболее важна€ по значению тема.

Ёта тема накладывает свой отпечаток и на остальные, которые ей подчин€ютс€ и станов€тс€ сопровождающим фоном. Ќапример, в генеральной кульминации тема «самоутверждени€» подавл€ет все остальные одновременно звучащие темы, тер€ющие свое самосто€тельное значение. ѕерейдем теперь к разбору тематического развити€ поэмы. ”же в. кратком вступлении обозначаютс€ две сферы, с которыми мы столкнемс€ в дальнейшем развитии — утонченные мечты и гордый волевой порыв. Ќа нежно дрожащем фоне возникает перва€ тема—тема томлени€.

прозрачной инструментовкой. Ќо ≈скоре звучность быстро и резко вырастает,— оркестр теперь звучит €рко и ослепительно. —квозь оркестровый фон прорезываетс€ горда€ интонаци€ темы воли, котора€ поручена светлому тембру трубы.

ќсновной драматургический контраст «.ѕоэмы экстаза» изложен в экспозиции поэмы. Ќо построена она своеобразно. ¬ развитии экспозиции преобладают лирические образы, а основной контрастирующий образ по€вл€етс€ лишь в ее завершении, где провод€тс€ важнейшие героические темы. Ёкспозици€ открываетс€ проведением новой темы «мечты», котора€ представл€ет главную партию «ѕоэмы экстаза».

¬ ней раскрываетс€ лирический образ, близкий образу темы томлени€. Ёту общность композитор подчеркивает еще и сплетением темы «мечты» с характерными мотивами темы томлени€, звучащими в других голосах. ¬ развитии главной партии чувствуетс€ определенна€ лини€ нарастани€. ѕостепенно оркестрова€ ткань все более уплотн€етс€, сплетени€ отдельных голосов усложн€ютс€. –азвитие приводит нас к новой теме «полета», открывающей св€зующую часть.

¬ развитии этой темы также проводитс€ лини€ непрерывного нарастани€. —тремительное полетное движение все более захватывает оркестр. ћелоди€ взвиваетс€ в высокий регистр и обрываетс€ на резком аккорде. –азвитие ее сопровождают характерные интонации темы «томлени€», но здесь она тер€ет свое самосто€тельное значение, превраща€сь в голос оркестрового фона.

ѕосле паузы вступает основна€ тема побочной партии, которую композитор назвал темой «возникших творений». —нова перед нами возникают утонченные образы. ћелоди€ насыщена неустойчивыми интонаци€ми, ее рисунок изыскан и прихотлив. ќна поручена особенно любимому композитором тембру солирующей скрипки.

ѕостепенно мелоди€ становитс€ все более экспрессивной, одновременно с ней у насыщенного тембра виолончелей звучит нова€ тема «наслаждени€». ћузыкальна€ ткань постепенно становитс€ все более плотной и насыщенной, — а в ходе развити€ вы€вл€етс€ плавна€, но последовательна€ лини€ нарастани€. ¬незапно врываетс€ напр€женна€ и полна€ стихийной силы тема тревоги — «ритмы тревожные». Ёта тема открывает заключительную партию экспозиции. ќтсутствие €рко выраженной мелодической линии, острый ритм, сдавленное звучание валторн с сурдинами придают этой теме характер тревожного речитатива.

“ревожные ритмы прерывает мощна€ и уверенна€ тема «воли», с характерными дл€ нее повторами четких и выпуклых интонаций. Ёта одна из наиболее замечательных страниц в творчестве —кр€бина. ¬ теме «самоутверждени€» особо выдел€ютс€ восход€щие квартовые интонации, захватывающие все большие и большие вершины. ћелодическое восхождение происходит €рко подчеркнутыми скачками, которые смен€ют плавное нисход€щее хроматическое движение, представл€ющее своего рода разбег к новому подъему.

¬скоре вступает нова€ героическа€ тема «самоутверждени€». Ёта важнейша€ тема поэмы чаще всего поручаетс€ светлому и €ркому тембру солирующей трубы на фоне ослепительно блест€щего звучани€ всего оркестра. ќна помещаетс€ в узловых моментах развити€, открыва€ и заверша€ отдельные разделы формы. »зложением этой темы завершаетс€ экспозици€ «ѕоэмы экстаза». ¬ последующих разделах поэмы тема «самоутверждени€» подвергаетс€ широкому и интенсивному развитию. ¬ заключительной партии экспозиции раскрываютс€ музыкальные образы, резко противосто€щие всему предыдущему изложению, и, по существу, открываетс€ новый этап развити€. √ордый волевой порыв прерывает развитие утонченных лирических образов. ¬ смещении контрастирующего образа к завершению экспозиции отразились особенности развити€ всей поэмы. ѕервое проведение героических тем выступает в роли предвестника генеральной кульминации произведени€. ћузыкальное развитие следующей далее разработки представл€ет непрерывное восхождение к кульминации, звучащей в ее завершении. ¬ ней можно услышать многие тематические построени€ экспозиции, которые развиваютс€ иными приемами по сравнению с экспозицией. Ќо общее направление экспозиции (от лирических тем к героическому завершению) в разработке сохранено. ѕервый раздел разработки (Moderato avec delice), казалось бы, снова возвращает нас к лирическим образам главной и побочной партии. —реди тематических построений этого раздела мы слышим и тему «томлени€». ќднако характер лирического образа сильно изменен. ¬едущей, доминирующей темой в этом разделе становитс€ тема «стонов». ќна и придает свой характер всей звучащей ткани. ќбща€ лини€ развити€ в этом разделе представл€ет собой непрерывное нарастание, в ходе которого усиливаетс€ внутреннее напр€жение.   интонации стона присоедин€етс€ восход€щее и нисход€щее движение — они превращаютс€ в подчеркнутые и полные экспрессии всплески. ¬незапно оркестр прорезывает тема «самоутверждени€», проводи «ма€ на фоне зловещего звучани€ тревожных ритмов. Ёто начинаетс€ второй раздел разработки (јллегро), в котором господствуют сумрачные образы напр€женно-драматической борьбы. ќбъедин€€ гордо устремленную и стихийно тревожную темы, композитор €рко передает обстановку борьбы, показывает непосредственное столкновение контрастных образов произведени€. ¬ кульминационный момент в глухом тембре засурдиненных тромбонов звучит остра€ и угловата€ тема «протеста».

¬ этой теме особенно сказываетс€ четка€ конструктивность, характерна€ и дл€ остальных тем «ѕоэмы экстаза». –азвива€сь параллельными септимами, она состоит из резких и отрывистых возгласов и не воспринимаетс€ как целостное построение. ƒалее мы снова слышим острые и напр€женные тревожные ритмы. Ёто начинаетс€ третий, заключительный раздел разработки (Tempestoso).

¬ нем композитор преодолевает мрачные и враждебные образы и утверждает победу героического начала. ћонотонно-зловещую тему «тревоги» прерывает тема «воли». ≈е четкие и уверенные интонации перебивают ритм тревоги, и между этими темами как бы идет борьба за преобладание. Ќо постепенно тема воли побеждает, и тревожные ритмы подавл€ютс€ ею. ќркестр звучит теперь в полную силу, сквозь ослепительный блеск оркестрового фона выдел€етс€ своим чеканным ритмом тема «воли». » вскоре снова вступает тема «самоутверждени€». — этого момента начинаетс€ непосредственное восхождение к завершающей разработку кульминации.

  первой трубе присоедин€етс€ втора€ — они поочередно провозглашают тему «самоутверждени€». ќдновременно с этой темой мы слышим и характерные ритмы темы «тревоги». Ќо она уже потер€ла свой напр€женный зловещий характер, звучит победно и торжественно, подчин€€сь ведущему образу, раскрытому в кульминации в свою полную силу. ћожет возникнуть вопрос — почему композитору понадобилось в репризе возвратитьс€ снова к тому же, что уже было пройдено?

Ќо реприза поэмы не €вл€етс€ просто возвратом к первоначальному состо€нию. ќна несет на себе отпечаток предыдущего развити€, но это своего рода трамплин дл€ дальнейшего движени€ к новой, еще более грандиозной кульминации. ѕовтор€€ в измененном виде этапы предыдущего развити€, музыка закрепл€ет завоеванное, помогает осмыслить уже пройденное, подводит естественно и логично к новому этапу развити€.  –азвитие репризы «ѕоэмы экстаза» вначале идет по тем же этапам, что и развитие экспозиции. »зложение темы «мечты» (Lento) смен€етс€ изложением темы «полета» (Allegro volando), далее следует развитие темы «возникших творений» (Lento). Ќо заключительна€ парти€ экспозиции в репризе подверглась существенным видоизменени€м, непосредственно переход€ в новый раздел — коду. √рань между репризой и кодой стираетс€ сквозным развитием. ƒруга€ особенность заключительной партии репризы заключаетс€ в том, что она €вл€етс€ по характеру образов €вным отголоском второго драматического раздела разработки.  омпозитор в предельно концентрированной форме намечает этапы предыдущего развити€, заставл€€ вспомнить самое основное. ѕоэтому, напомина€ в репризе важнейшие вехи развити€ разработки, он выбирает именно ее второй раздел, где драматическа€ борьба достигает особого напр€жени€.

 ак и в экспозиции, тема «тревоги» внезапно и резко врываетс€,, разруша€ поэтический мир утонченной лирики (Allegro). ќна тут же перебиваетс€ темой «воли», вскоре звучат и характерные интонации темы «самоутверждени€». ћежду этими героическими темами и темой «тревоги» идет борьба за преобладание. Ќо на этот раз временно побеждают стихийные ритмы последней. ≈е утверждением и завершаетс€ реприза.

¬ следующем разделе (коде) развертываетс€ картина преодолени€ стихийных и враждебных сил и раскрываетс€ величественное и полное титанической силы торжество окончательной победы. ¬ начальных разделах коды развитие идет, примерно, по тому же пути, что и в третьем разделе разработки. Ќо оно не останавливаетс€ на том уровне, который был достигнут в конце разработки, а идет значительно дальше. ћногократным проведени€м темы «самоутверждени€», котора€ становитс€ все более мощной и €ркой по своему звучанию, противосто€т другие темы поэмы, св€занные с контрастными образами. Ћирические темы поэмы, подобно мрачно-зловещей теме «тревоги», не требуют продолжени€.

‘инал «ѕоэмы экстаза» становитс€ не: “ут уже, после первых двух проведений в коде, тема самоутверждени€ внезапно резко обрываетс€. ќркестр вдруг замирает, становитс€ тонким и прозрачным — по€вл€етс€ изысканный мотив «скрытых стремлений».  только героическим подъемом, но представл€ет собой единство героического и лирического, нежной мечты и волевого подъема.  онтраст грандиозного и утонченного, показанный уже в экспозиции, в коде обостр€етс€ до предела. –азвитие мотива «скрытых стремлений» прерываетс€ новым проведением темы «самоутверждени€». ќна звучит здесь еще более уверенно и решительно.   ней присоедин€етс€ тема «полета». Ќо снова возвращаетс€ нежный мотив «скрытых стремлений». ќн звучит все более страстно и взволнованно. ќркестрова€ ткань становитс€ все более насыщенной. —лышны и другие лирические темы поэмы — «мечты» и «томлени€». Ќа фоне ритмов тревожных, которые теперь звучат сильно и уверенно, по€вл€етс€ стремительна€ тема «полета». Ёто — начало заключительного раздела коды (Allegro molto. Leggierissimo. Volando). Ќапр€жение все нарастает, включаютс€ все новые и новые инструменты. ѕобедно и торжествующе вырисовывают трубы четкий узор темы воли. » вот наступает генеральна€ кульминаци€ всего произведени€ — экстаз. “а желанна€ цель, дл€ достижени€ которой пришлось пройти долгий, напр€женный и мучительный путь, достигнута.

ѕрекрасную характеристику этого трудно передаваемого чувства, которое вызывает финал «ѕоэмы экстаза», дал Ѕ. ¬. јсафьев. «ƒостигнутое блаженство выражено глубоким и захватывающим вздохом— именно так, как если бы человек, никогда не видавший солнца, по кручам и узким тропинкам вскарабкалс€ бы на вершину высочайшей в мире горы, и там перед ним открылась бы вдруг страна, залита€ солнечными лучами, а тучи и туманы скрылись бы глубоко внизу в расщелинах и на утесах гор или распростерлись бы над морем и над долинами земли.  ак хорошо там!» ѕо насыщенности и блеску оркестрова€ масса достигает наивысшей степени. ¬первые вступает орган. Ќо все подавл€ет мощное звучание темы «самоутверждени€», которую провод€т восемь валторн раструбами вверх. ѕодведем теперь некоторые итоги. ¬ «ѕоэме экстаза» контуры сонатной формы могут быть вы€влены достаточно определенно.

» все же объ€снение этого сочинени€ только с позиции сонатной формы было бы односторонним, поскольку структура сонатной формы не определ€ет в полной мере композицию этого произведени€. ≈сли мы обратимс€ к процессуальной стороне формы поэмы, то в; первую очередь вы€витс€ последовательна€ лини€ непрерывного восхождени€ к гигантской завершающей кульминации, пронизывающей «ѕоэму экстаза» с первого до последнего такта.

¬ этом — основной замысел этого произведени€ в целом. ¬осхождение это не пр€молинейно — в нем можно выделить три огромных волны нарастани€. ѕерва€ из них охватывает всю экспозицию поэмы. ћасштабы подъема в этом разделе формы предельно сжаты—в сущности он охватывает лишь комплекс заключительных тем (тему тревоги, воли и самоутверждени€).

ѕравда, в предшествующих разделах €сно ощущалась лини€ непрерывного развити€. Ќо там внутреннее напр€жение накапливалось скрыто, не вы€вл€€ себ€ в броских формах. ѕрорыв внутренне назревшего происходит энергичным и мощным подъемом, открываемым темой тревоги.

Ётот импульс оказываетс€ лишь кратковременной вспышкой, предвещающей направление последующего движени€. »наче осуществлена втора€ волна нарастани€, охватывающа€ разработку поэмы.  омпозитор обостр€ет развитие, подчеркива€ драматический элемент.

¬ первом разделе разработки это достигаетс€ постепенной драматизацией лирического тематизма. ¬о втором — энергичным натиском образов, воплощающих враждебные силы, которые преодолеваютс€ в напр€женной борьбе. ќслепительное видение победы, воплощенное в третьем разделе разработки, закономерно завершает сложные процессы, развернутые в ранее прозвучавшей музыке.

ќно уже не ограничиваетс€ коротким импульсом, но достигает огромного размаха.

“реть€ волна нарастани€, охватывающа€ репризу и коду сочинени€, становитс€ синтезом предшествующего развити€. Ќачальные этапы ее развити€ отражают экспозицию поэмы, далее звучат €сные отголоски разработки — особенно ее драматического раздела. ѕреодоление зловеще-тревожных образов и здесь приводит к утверждению героической темы самоутверждени€, достигающей своего апоге€. ѕоследовательное проведение непрерывной линии нарастани€ накладывает особый отпечаток на композицию «ѕоэмы экстаза», становитс€ ее ключевой особенностью. ≈сли дл€ классической музыки характерно равновесие процессуальной стороны музыкальной формы, и ее конструктивной завершенности как целого, то в «ѕоэме экстаза» •господствует непрерывное развитие при подчиненной роли конструктивных соотношений. ќсновное в формообразовании «ѕоэмы экстаза» заключаетс€ именно в линии постепенного восхождени€ к завершающей кульминации.

ѕри несомненных конструктивных признаках сонатной формы, прежде всего, воспринимаютс€ грандиозные волны динамических нарастаний, которые и образуют основное членение музыкальной формы «ѕоэмы экстаза». Ќеобычно дл€ сонатной формы построение экспозиции, где при остроте контрастов отдельных разделов отсутствует заметно выраженное противопоставление главной и побочной партий, как важнейших этапов развити€ первого раздела сонатной формы. ѕоследующее развитие поэмы, сохран€€ структурные особенности сонатной формы, коренным образом ее преодолевает. ”же разработка поэмы, значительно превосход€ща€ экспозицию по масштабам и интенсивности развити€, существенно нарушает конструктивные пропорции, характерные дл€ сонатной формы. —ледующа€ далее реприза сливаетс€ с кодой в новый гигантский раздел, отражающий все предшествующее развитие и привод€щий его к главной кульминации. ’от€ реприза, в основном, й воспроизводит последовательность разделов экспозиции, но сколько-нибудь заметного изменени€ в соотношении главной и побочной партии не происходит по той же причине, что и здесь отчетливо выраженного контраста между ними нет. ѕоэтому реприза «ѕоэмы экстаза» не про€вл€ет особенностей именно сонатной репризы, а становитс€ лишь напоминанием начальных этапов развити€, перераста€ далее в гигантскую по масштабам коду.

–оль сквозного развити€ в «ѕоэме экстаза» позвол€ет сказать, !что в этом сочинении могут присутствовать и черты циклической формы. ќднако сколько-нибудь отчетливо выраженных черт сонатности фонического цикла с контрастами крупных, относительно-завершенных разделов в этом сочинении мы не найдем. ¬ этом отношении «ѕоэма экстаза» существенно отличаетс€ от традиционных дл€ романтической музыки синтетических форм, сочетающих черты сонатной и циклической формы.

¬ «ѕоэме экстаза»,мы сталкиваемс€ с оригинальным решением крупной одночастной формы, раскрывающим ее новые возможности. »спользу€ закономерности сонатной формы, —кр€бин создает своеобразную динамически устремленную композицию, где острота тематических контрастов сочетаетс€ с линией непрерывного восхождени€. ћожно с уверенностью сказать, что в мировой музыке начала XX века «ѕоэма экстаза» осталась самым €рким и цельным по форме сочинением в жанре одночастной симфонической поэмы.  ратко подытожим историю развити€ крупной одночастной формы. ¬ мировом симфонизме XIX и на рубеже XX века она зан€ла весьма важное место.  рупна€ одночастна€ форма нашла €ркое осуществление в жанрах увертюры, фантазии и особенно симфонической поэмы,— в творчестве западноевропейских романтиков (у Ћиста, –. Ўтрауса) и в русской музыке (у „айковского, —кр€бина). ќна открыла в музыкальном искусстве новое мощное и действенное средство симфонического обобщени€ и дала композиторам возможность воплотить свои художественные замыслы в сложнейших монументальных концепци€х.

ќднако даже в период своего высшего расцвета крупна€ одночастна€ форма отнюдь не вытеснила циклическую форму, а развивалась нар€ду с ней. —имфони€ не утратила своего огромного значени€ и в наше врем€, доказав свою неисс€каемую жизнеспособность, лишь приобрета€ все новые черты.  рупна€ одночастна€ форма без предварительного развити€ многочастной симфонии не могла бы и возникнуть. ќна вобрала в себ€ достижени€ монументальной циклической формы, включив в себ€ целый р€д ее существенных признаков. ¬ свою очередь достижени€ нового жанра — симфонической поэмы — не прошли. бесследно дл€ многочастных циклических композиций, а отразились в них в большей или меньшей мере. —имфони€ и симфоническа€ поэма тесно были св€заны в развитии мирового симфонизма, взаимно обогаща€ друг друга.

Ёта св€зь про€вл€етс€ уже в процессе становлени€ крупной одночастной формы. —онатно-симфонический цикл был обусловлен, прежде всего, возникновением и развитием сонатной формы, зан€вшей в нем ведущее положение в качестве первой части (сонатного јллегро), котора€ придала всему циклу новое качество, подн€ло его на новую высоту. ¬след за многочастной симфонической формой развилась и одночастна€, в которой ведущие позиции также завоевала сонатна€ форма. ¬ музыке венских классиков одночастным симфоническим жанром с сонатным развитием стала увертюра. ќсуществл€лись в ней и особые задачи, обусловленные программным содержанием, что выразилось в напр€женных искани€х Ѕетховена в этом жанре.

 лассическа€ увертюра и симфони€ послужили основными истоками формировани€ крупных одночастных форм романтического стил€, в которых синтетически сочетались особенности сонатного јллегро и цикла. —тановление их в ранней романтической музыке шло двум€ пут€ми. — одной стороны — путем сжати€ отдельных частей цикла в одночастную форму (в фантазии «—киталец» Ўуберта); с другой стороны — путем внутреннего разрастани€ разделов сонатной формы, усилением их самосто€тельности и внутренней завершенности.

ќба эти пути объединились в творчестве Ћиста, симфонические поэмы которого стали новым, качественно более высоким этапом развити€ крупной одночастной формы. ≈е созревание и упрочение в музыке романтиков многое дало и дл€ развити€ многочастной симфонии. ¬ этом развитии мы также наблюдаем тенденции к внутреннему объединению частей цикла, приобретающего черты поэмности (симфонии Ћиста и Ѕерлиоза). Ќа рубеже XIX—XX столетий наступил новый этап развити€ романтической симфонической поэмы. ¬ творчестве –. Ўтрауса она нашла новое жанровое и структурное претворение, но по существу продолжала тот же путь романтического симфонизма. ¬ русской же классической музыке развитие одночастной формы пошло по другим направлени€м.

ƒл€ творчества √линки, Ѕалакирева и –имского  орсакова характерно последовательное проведение принципов народно-вариационного варьировани€, что придало их произведени€м неповторимое своеобразие. „айковскому это совершенно не свойственно. ƒл€ него характерно напр€женное симфоническое развитие, иногда с включением в сонатную форму элементов цикла (что впоследствии с большой силой осуществлено в «Ёкстазе» —кр€бина), но встречаетс€ и объединение разнородных частей в одночастном программном произведении (в фантазии «Ѕур€»), ¬ начале XX века крупна€ одночастна€ форма все же не зан€ла тех широких позиций, какие она завоевала в композиторском творчестве предшествующего столети€. Ќелегко предвидеть, по какому направлению пойдет ее развитие дальше. ќтнюдь не исключена возможность ее нового интенсивного подъема в развитии музыкальной культуры современности. »стори€ показывает, что развитие музыкальных форм происходило' путем взаимного их обогащени€ и синтеза. Ќе случайно в последние годы так возросла роль вокально-симфонических жанров, объедин€ющих свойства традиционных форм в новом художественном претворении. ¬заимопроникновение разных жанров и форм мы наблюдаем, в частности, в симфоническом творчестве Ўостаковича, что может служить предметом специального исследовани€.

—овременна€ крупна€ одночастна€ форма может прин€ть в своем последующем развитии новый облик, обогащенный художественными достижени€ми различных жанров инструментальной и вокальной музыки. ¬ создании одночастных симфонических композиций, раскрывающих чувства и мысли людей, отнюдь не утер€ли свое плодотворное значение великие завоевани€ классического музыкального наследи€.

»сточник: masion.ru




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку